Нужны ли современным людям праздники и традиции древности?
На землях Юга Франции в конце лета и начале осени празднуют сборы урожая главных продуктов этих мест - винограда и риса. Эти праздники - настоящая феерия. Горожане, сельскохозяйственные рабочие, животноводы из года в год каждый сентябрь повторяют почти религиозную церемонию, посвященную сбору урожая винограда и риса, без которых человек не мог бы питаться и радоваться жизни. Феерия риса в Арле прославляет плоды работы людей. А бык, который является символом плодородия и мужества, является одним из главных действующих персонажей. Именно бык, это архаичное животное, объединяет в эти дни людей, как универсальный символ. Культ быка на побережье Средиземного моря имеет свои корни, идущие из древности. На юге Франции время не стерло эту связь людей с древними традициями. Через несколько дней после Арля, другой древнеримский город Ним на юге Франции, также празднует свою феерию.
ТАК ЖЕ, КАК ВО ВРЕМЯ ГОЙИ
Особенность осенней феерии в Арле - в ее оформлении. Место представления - римская арена, построенная в IV веке, украшается современными художниками, которые «одевают» арену в «бальное платье». В этом сентябре известные художники Кристиан Лакруа, Клод Вялла и Руди Риччотти посеяли звезды на желтом песке арены Арля. Это чудесное представление современных граффити.
Во время самой корриды, оркестр под руководством дирижера Руди Нэзи сыграл гимны к открытию корриды, а также вдохновенные оперные арии и испанский фольклор. Оркестр, размещенный на возвышении среди зрителей, был окружен хором из тридцати певцов. Лирическая певица Сесилия Арбелл исполнила сольные партии Бизе и Равеля, классические испанские песни.
Тридцатитрёхлетний тореро Хуан Батиста, в течение трех часов встретил лицом к лицу шесть быков различных типов разведения - испанских и французских. Он был одет в специальный костюм для корриды, именно такой, как носили тореро в 17-18- е века в Испании, во времена знаменитого художника Франсиско де Гойи (1746-1828). Хуан Батиста своим выступлением отметил пятнадцатилетие выступлений в качестве тореро. Свою первую корриду он провёл в 1999 году.
МОЛОДЫЕ ИСПЫТЫВАЮТ ТАКЖЕ СВОЕ МУЖЕСТВО
На аренах и площадях, на городских улицах в эти дни видны многочисленные молодые туристы и жители региона. Основное массовое представление проходит главным образом на улице. В нескольких кварталах подняты сборно-разборные заграждения, вдоль которых по улицам будут пробегать быки в возрасте двух лет. Самые отчаянные смельчаки в момент движения быков по улицам могут вырывать трофеи, прикрепленные вокруг рогов и ушей быков. Некоторые из них - наиболее быстрые и ловкие станут героями, которые поедут в Прованс и Лангедок, от деревни до деревни, показывать свою отчаянность и награды. Но на улицах они реально играют с опасностью, так как молодые быки считаются очень агрессивными и опасными животными. Проблема в том, что часто, за таким опасным занятием можно обнаружить подростков, которым едва исполнилось двенадцать или тринадцать лет. Естественно, что они испытывают свои силы без ведома родителей, которые были бы напуганы до смерти, если бы узнали о том, что делают их дети.
Наиболее смелые участники праздника принимают участие в гонках «abrivados», это преследование всадниками-пастухами быков, отпущенных свободно на проспект. Так как это занятие сопряжено с огромным риском, некоторые хотели бы запретить его проведение на улицах города.
Однако до настоящего времени традиции сохраняются и соблюдаются в неизменном виде. Ведь сохранения древних традиций – один из главных принципов праздника. Коммунальные власти лишь стараются обеспечивать безопасность зрителей.
Пышность и блеск праздничной феерии напоминает всем о древней культуре Арля и всего юга Франции, о том, что жизнь и работа людей всегда подчиняется ритму сезонов года. Это сохранение наследства, сотканного из многовековых связей между людьми и землей, на которой они живут. Феерия ежегодно привлекает в город несколько сотен тысяч зрителей. И если кому-то в современном мире, праздник такого типа может показаться нелепым, последним пережитком ушедшей эпохи - тогда почему столько горожан, кинозвезд, артистов, бизнесменов, туристов со всего мира, приезжают, чтобы присутствовать или даже принимать участие в этих спектаклях, где жизнь и смерть разыгрывают трагическую или праздничную партию?
Ален Отнен-Жирард, фото автора. Арль, Франция.