Марина, тебя же люди видят!
Марина родилась в Сибири, там, где населённые пункты разделяют сотни километров тайги и вечной мерзлоты. После школы вместе с подругой решила уехать: дескать, Иркутск - деревня, надо ехать в Ленинград. Шестнадцатилетние девушки приехали в северную столицу «учиться на актрис». Даже сейчас Марина Жуланова не понимает, почему они выбрали именно Петербург, где всего один театральный институт - ЛГИТМиК (сейчас Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства. - Прим.авт. ) Конкурс - семьдесят человек на место - сибирячки не прошли. Поплакав (далеко не в последний раз), они нашли другой вариант реализовать мечту - местное культ-просвет училище: здесь учили на режиссёров. «То, что надо!» - решили девушки, сдали экзамены и стали кандидатами на место. Это означало, что полгода им пришлось бы учиться без стипендии и общежития. Для двух провинциалок это был не вариант. Вновь слёзы и решение поступить в ПТУ: ни домой же возвращаться, в самом деле!.. Они пришли забирать документы из училища и здесь им, наконец, повезло: они столкнулись с Татьяной Облаковой. Позже она стала Комиссаровской, возглавляла Псковский театр драмы работала преподавателем режиссуры и актёрского мастерства в Псковском областном культурно-просветительном училище:
- Она сказала: «Девчонки, зачем забираете документы, поехали к нам в Псков, у нас училище классное, и общежитие дают!» Я вообще не знала, что есть на свете город Псков, - вспоминает Марина Жуланова. - Комиссаровская продолжала: «Это недалеко, от Питера часа четыре езды всего». Для сибирячек четыре часа - очень маленькое расстояние, «махнуть рукой». Мы отдали ей документы и приехали сюда. Здесь было противно и мокро. Пришли в училище, опять поплакали, забрали документы, а домой ехать не хочется. Решили по-звонить Татьяне Александровне - порыдать в трубку.
Татьяна Александровна непедагогично назвала сибирячек «дурами» и приказала не двигаться с места. Затем она нашла их на Октябрьском проспекте и вновь забрала у них документы. Так девочки и стали студентками псковского культпросветучилища:
- Затем мы поступали и в Ярославль, и ещё куда-то, но годы учёбы в нашем училище я считаю лучшими в своей жизни, - улыбается наша собеседница. - Мой мастер по режиссуре – Евгений Петрович Тумаков – для меня – бог, гуру. Его уже нет, но он всегда рядом, его уроки остались в голове и сердце. Кроме того, уже в 1995 году я поступила в Псковский филиал Санкт-Петербургского университета культуры, но как режиссёру мне это высшее образование немного дало, главным остался всё же колледж культуры.
В 1983 году девушки окончили училище и по распределению отправились в Пустошку втроём с подругами «поднимать культуру на селе». Подруги Марины Жулановой нашли себя в других профессиях, а она осталась верна театру.
- У нас Народный театр, артисты время от времени меняются, но есть костяк, люди, к которым всегда можно обратиться, и они придут и помогут, -рассказывает она. - Есть подростковая студия «Эксперимент» - «спутник» народного театра. Я беру всех, кто бы ни пришёл. Я не учу их быть артистами. Моя задача, чтобы они чётко и правильно произносили своё имя. Сцена вообще учит справляться со своими страхами и, выводя на неё, я стараюсь добиться того, чтобы каждое слово артиста долетело до зрителя, а значит, они и в дальнейшей жизни будут говорить так, чтобы их слова долетали до ушей и сердца другого человека.
Ребята выпускаются из театра каждые два года. Лишь сейчас у Марины Жулановой появилась группа, которая пришла в шестом классе и занимается уже третий год. Режиссёр жалуется - «там одни пацаны, Снегурочку не найти»! Кстати, в большинстве других районов области проблема противоположная - такой вот пустошкинский парадокс. Во взрослом же Народном театре всё, как и везде: в женском актёрском материале недостатка нет, а мужчин днём с огнём не сыскать. «Есть у меня на примете два актёра, которых мы задействуем везде: и в танцах, и в спектаклях. Они работают, но по звонку их всегда можно найти», -смеётся наша собеседница:
- У меня образование - режиссёр драмы, но больше приходится заниматься режиссурой клубных мероприятий. Если мы ставим что-то серьёзное, то берём классику, но есть и другие театрализованные действия. Они считаются баловством, но театрализация концерта - тоже работа режиссёра.
Помогает Марине, конечно, Александр Сергеевич Пушкин. «Материал благодатный», - с благодарностью отзывается о произведениях великого поэта режиссёр Впрочем, любой сценарий она адаптирует под свой коллектив и аудиторию:
- Пьеса, спектакль - это что-то живое. Он захочет жить - будет, не захочет - не будет. Я не знаю, как это объяснить, но чувствую, что это так. У нас есть свой зритель. Полный зал собирается, человек четыреста. А на концерты даже места не хватает, люди стоят в проходах. Когда готовлю спектакль, проживаю пять жизней. Кажется, вышла бы сейчас на сцену, всё сама сделала бы. В этом году ездили на «Затеи сельской остроты», ребята играют спектакль «Про Попа и работника его Балду», а я встала на скамейку, машу им руками, - наша собеседница неожиданно вскакивает на диван и показывает, как она машет детям. - Сама себя ловлю на мысли: «Марина, тебя же люди видят», - но ничего поделать не могу.
Павел ДМИТРИЕВ.
dpa@province-pskov.ru
Факты
- Иркутск и Пустошку разделяют 5 600 километров. На машине это расстояние можно преодолеть за четыре дня.
- Марина Жуланова не работает с маленькими детьми. Подростки же ходят на репетиции дважды в неделю: занимаются сцендвижением и сценречью.
- Народный театр под управлением Марины Жула-новой ставил пьесы «Осенняя скука» по Николаю Некрасову, «Сказ о Федоте-стрельце удалом молодце» по Леониду Филатову.
- Коллектив стал лауреатом театрального фестиваля в Опочке с авторской программой «Партизанский парад», который был написан на местном материале.
- Коллектив ездил на гастроли в Красногородск, Новосокольники, Невель, Сосновый Бор Себежского района.