Букет с линии Сталина
Прошлым летом работаю я как-то на линии. Машу косой, валю траву. Тут подходит ко мне одна из посетительниц, задаёт вопросы. Ну, в этом ничего необычного нет: к нам, рабочим, посетители часто обращаются за разъяснениями. Рассказал, где, что и как. (Мне и самому охота было передохнуть).
Под конец посетительница захотела приобрести какой-нибудь сувенир, но, к сожалению, на тот момент ничего в продаже не было. «Ну, хоть цветочек на память!»
Я пошарил глазами вокруг – никаких особо красивых растений поблизости тоже не наблюдается. Сорвал то, что было – небольшой букетик полевых цветов, и вручил экскурсантке. И забыл об этом случае.
Вспомнить пришлось через пару недель, когда мне в музее вручили вот такую картину.
Я даже опешил поначалу. Мне? С чего бы это? Смотрительницы объяснили, что была одна экскурсантка, просила передать мне эту картину – «Букет с линии Сталина». И что картину она вообще нарисовала в первый раз в жизни. Я поразился ещё больше – картина была хоть и простенькая, но, несомненно, талантливая. Хотя, талант может проявляться в любых, самых простых вещах. Так же, как бездарность может скрываться за самыми шикарными изысками.
В общем, картину я взял, принёс домой, и повесил на стену возле компьютера, за которым пишу эти строки.
Ну так вот, сижу я за компьютером, стучу по клавиатуре, и думаю о смысле искусства. Нет, я отнюдь не искусствовед. Более того, я весьма далёк от живописи. Я не различаю школу Рембрандта от школы Рубенса, а «поздних голландцев» от «ранних фламандцев». Кстати, о школе: рисование было для меня самым нелюбимым предметом, а мои каракули напоминали рисунки первобытного человека. Но нет: пещерные люди тоже рисовали очень по-разному, и наряду с крайне примитивными рисунками встречаются настоящие произведения искусства, хотя их авторы и слова-то такого не знали! И не страдали от этого никак: выражали свой духовный мир посредством живописи. Если была способность к рисованию, и было, что выражать…
К сожалению, не всем дано хорошо рисовать. И эта никакая не беда – можно выразить себя в других видах искусства, в труде, в спорте, наконец! В конце концов, хорошо варить щи – тоже своего рода призвание!
Но хуже всего, когда нет ни духовного мира, ни способностей к его выражению. А есть непомерная гордыня плюс безграничные зависть и тщеславие. Вот тогда и появляются всякие заумные теории о «смерти искусства» и абстрактные «шедевры», напоминающие помойку. Подобные «композиции» мог бы состряпать любой из нас, уважаемые читатели, вопрос только в том: у кого хватит наглости выдавать этот мусор за «искусство», пусть даже и «современное»?
Разумеется, подобные люди были всегда. И в Средневековье, и в античность. Но только с развитием буржуазии злобные бездари стали значимым явлением и превратились в существенную опасность. (Произошло это оттого, что появилась масса незанятых в производстве денег, и, как следствие, масса незанятых, никчёмных людей).
И вот уже Малевич малюют свой знаменитый «Чёрный квадрат» и заявляет о «смерти искусства». Примерно в то же время некий полубезумный фриц (кончил жизнь в дурке) по имени Ницше заявляет о «смерти бога». События абсолютно одного порядка, так как Бог сотворил человека по своему образу и подобию, а значит, если Бог умер, то и человеку скоро придёт… да, конец. «Всё дозволено, если нет Бога» — комментировал подобные настроения Достоевский…
И действительно, «Чёрный квадрат» стал манифестом для тщеславных бездарей всех мастей. Когда я смотрю на «произведения» так называемого «современного искусства», то вижу в них только одно – кукиш, фигу, направленную на зрителя. Чувствуется, что автор подобного «шедевра» с почти нескрываемым презрением относится к «толпе». Для него было бы гораздо честнее изобразить на холсте (вариант – изваять в камне) кукиш, но вся беда в том, что и эту фигуру ему намалевать не под силу.
(Вы слыхали о новом, неслыханном акте вандализма? Говорят, что «Чёрный квадрат» неизвестные вандалы повесили «вверх ногами», и он висел в таком положении несколько лет! И никто этого почему-то не замечал…)
«Свобода» в понимании этих типов есть не свобода творчества (настоящий талант очень трудно запретить или ограничить, он всегда найдёт выход), а свобода от всякого творчества! Картины в подобном стиле очень напоминают «творчество» обезьян, с той лишь разницей, что обезьяны в своей «живописи» все же придерживаются неких инстинктивных канонов. А уровень исполнения, как правило, одинаков.
И вот уже на эстраду выбегают бородатые бабы, всякие извращенцы выставляют свои утехи на всеобщее обозрение. Хотя, «полная свобода», я думаю, ещё не достигнута – вот когда Кончита Вурст усядется на сцене и наложит туда большую и вонючую кучу дерьма, а зрители будут нюхать и аплодировать, вот тогда наступит полная «свобода самовыражения»!
Подобные типы имелись и в Российской Империи, но в период раннего СССР были подведены под точку замерзания. (Нет лишних денег – нет и лишних людей). Вспомните, как прогнали с парохода Остапа Бендера и Кису Воробьянинова, нарисовавших «Сеятели, разбрасывающего облигации госзайма». И попытка объяснить свою мазню модным «абстракционизмом» не помогла – окружающая среда требовала конкретики!
(«Киса, я давно хотел спросить вас как художник художника – вы рисовать умеете?»)
«Оттаяли» они вместе с хрущёвской оттепелью, тем более что Никита Сергеевич, по дурости своей, устроил им бесплатную всемирную рекламу – «Бульдозерную выставку». Брежнев был умнее и при нём они прозябали. Расцвели только при Горбачёве и Ельцине, когда гигантские суммы переводились из безнала в наличные деньги. И вот уже «концептуальный» Марат Гельман демонстративно рубит топором иконы и уродует (за большие деньги) центр Перми, а «шедевры» Михаила Шемякина вагонами ввозят в Россию. На нормальных людей их «произведения» производят угнетающее впечатление.
(Шемякин в советское время сидел по доносам Союза Художников, и это делает его реальным мучеником той эпохи. Но это не оправдывает ни его «творения», ни его нынешнее поведение).
Но хватит про драконов!
Настоящее искусство, разумеется, появилось вместе с человеком и умрет тоже вместе с ним. И никакие «черные квадраты» и бородатые бабы этот факт отменить не могут. И покуда у человека в душе живёт Бог, искусство бессмертно. Пусть даже такое незамысловатое, как «Букет с линии Сталина».
Рахим Джунусов