Шведский стол для театрала
Шведы рассчитывали во многом на молодого зрителя. Даже на очень «молодого». Спектакль «Мармелад» посмотрели дети от двух лет, которые во время представления сидели прямо на сцене. Подобные постановки в новинку для псковичей, а скандинавы давно исследуют возможности молодёжного театра:
- Мы относимся к детям как к обычным зрителям, - рассказали шведские гости - В Швеции не так давно был запущен проект «Baby Drama» для зрителей от 6 до 12 месяцев. Во время него выяснилось, что младенцы уже понимают, чем театр отличается от реальности. Они ведут себя как обычные зрители.
- Занимаясь театром для детей, шведские режиссёры занимаются своим внутренним «я», - отметил Василий Сенин, художественный руководитель псковского театра драмы им. А.С. Пушкина. - В Псков привезли современные смелые пьесы, происходит культурный экспорт, вместо запрещённого продуктового.
Одним из примеров такой «контрабанды» стал видеопоказ спектакля «Утопия» театра Бакка из города Гётеборг. Автор постановки - худрук театра, режиссёр Матиас Андерссон. Бакка немногим похож на другие культурные учреждения. Уже почти десять лет сценой для него является территория заброшенного завода, который в 2006 году был передан театру городскими властями. Специализируются Андерссон и его подопечные на постановках для молодёжи.
- Мы гордимся своей аудиторией, людьми разного возраста и слоёв населения. К нам приходят все, - говорит Матиас псковичам перед видеопоказом. - При создании спектаклей мы не забываем про зрителей, понимая, что многие из них придут в театр впервые в жизни. Мы не хотим навязывать им шаблоны.
«Рвать» зрительские шаблоны труппа театра Бакка начинает со стульев, на которых сидит аудитория спектаклей. Шведы постоянно меняют её точку зрения. Людей рассаживают то вдоль стен, то вокруг сцены, то классическим образом – перед ней. Во время спектакля жители Гётеборга зачастую слышат с «подмостков» собственные мысли и даже целые фразы. Впору удивиться: уж не пророк ли Матиас Андерссон, раз угадывает мысли горожан вплоть до буквы? Но, по словам самого режиссёра, всё оказывается значительно проще:
- Мой подход к созданию спектаклей – соединение реальности города с классическими произведениями, слова жителей Гётеборга соединяются с классическими текстами. Работаем с социологами, которые интервьюируют молодых людей, и эти интервью включаем в спектакли.
В театре Бакка не только зрители наблюдают за происходящим на сцене, но и сами создатели спектаклей смотрят за ними. Во время постановки пьесы «Банды Гётеборга» зрителей разных возрастов рассадили на разные ряды. А над сценой повесили несколько экранов, где транслировалось происходящее на ней.
- Забавно, что ряды с пожилыми шведами большей частью смотрели не на актёров, а на телевизионную проекцию спектакля, как будто телевизор у себя дома. В то время как молодой зритель взирал на сцену. Мы хотим исследовать это, чтобы использовать в других постановках, - смеётся Андерссон.
Для «Утопии», показанной на Малой сцене Псковского театра драмы, социологи так же опра-шивали гётеборгцев. Темой интервью стал опыт приёма наркотиков. Эти откровенные разговоры смешиваются с от-рывками из книги Томаса Мора «Утопия». В современном мире наркотики стали своеобразным способом побега от реальности, попыткой достичь утопичного состояния вечной эйфории и благоденствия. «Сегодня общество живёт как будто под наркотиками, хочет получить все удовольствия жизни сразу, -прокомментировал постановку Матиас Андерссон. - Мы пытались соединить эмоциональные рассказы молодых людей с их представлениями об идеальном будущем». Важность спектакля как для псковской, так и для шведской молодёжи трудно переоценить. Критики назвали эту постановку «социологией настоящей жизни», а образовательные учреждения Швеции рекомендовали спектакль для просмотра подросткам от 16 лет Может, и в псковских школах стоит организовать подобные просмотры? «Утопия», скорее всего, больше заинтересует старшеклассников, чем штампованные фильмы о вреде наркотиков.
Павел ДМИТРИЕВ.
dpa@province-pskov.ru
Фото автора