ЗаРОБОТались...
Блеск гирлянд или глаз?
С Владимиром Колпаковым, физиком из 13-ой псковской школы, наши постоянные читатели знакомы ещё с сентября («Псковская провинция» №36 от 17.09.2014,
- С краудфандингом в этот раз ничего не вышло. Необходимую сумму, заявленную в описании моего проекта, к окончанию срока собрать не удалось, поэтому все пожертвования автоматически вернулись к тем, кто их сделал. Мы остались ни с чем, - улыбаясь, разводит руками Владимир. - Но я не расстроился. Стал подробнее изучать разные аппаратные платформы, понял, что можно приобрести пригодное для работы оборудование значительно дешевле, чем «Лего», о котором изначально шла речь.
Инициативный мужчина принялся за собственные деньги приобретать требующиеся элементы и попробовал смастерить из них элементарные роботоустройства. То ли блеск переливающийся огнями гирлянды на платформе, сконструированной Владимиром, то ли - в глазах самого педагога подействовал на директора школы №13 Ирину Белякову магически, но женщина, убедившаяся, что школьникам это точно будет интересно, компенсировала Владимиру его затраты и выделила небольшое дополнительное финансирование на покупку остальных «примочек». В распоряжении учителя оказалось пять комплектов электронных конструкторов. Этого хватило для начала работы небольшого элективного кружка.
Возненавидят пешеходы
- Меня возненавидят пешеходы: на моём светофоре зелёный горит только три секунды, - с виноватой улыбкой говорит один из участников этого элективного кружка. Небольшую пластину с грудой проводков и весело подмигивающим зелёным сенсорным экраном, лежащую перед мальчиком на столе, пока сложно назвать светофором. Впрочем, эти проводки - и есть главное в светофоре, его сердце, так сказать. И в силах школьников заставить это сердце работать в нужном ритме.
- У тебя в программе изначально была небольшая ошибка: соединил неправильно проводок, программа и считала, что кнопка сразу срабатывает. Поэтому зелёный и горел три секунды, - объясняет ученику Владимир Колпаков, указывая на совершенно не читаемые буквосочетания на его мониторе. Парень важно кивает и набирает на клавиатуре новую команду. Очень важно, что результат своего труда виден сразу. Благодаря «симбиозу» компьютерного и ручного творчества ребята допускают ошибки не в теории, а на практике, потому легко ищут и исправляют их.
- Робототехника - смежная дисциплина. Здесь и основы физики нужно знать, чтобы понимать, как работают резисторы или светодиоды, и информатику - все компьютерные программы ребята пишут сами, и навыки с уроков технологии пригодятся. Пока школьники работают на макетных платах без спайки, но получившиеся светофоры нужно будет облечь в симпатичные корпуса - мальчишки уже тащат из дома обувные коробки, - Владимир показывает на заставленную парту рядом.
С готовыми светофорами, доведёнными до внутреннего и внешнего совершенства, его ученики в апреле поучаствуют в выставке регионального центра дистанционного образования. Там же они представят и проект «Умного дома». Кстати, «Умный дом» 13-ой школы с настроенными датчиками освещения, сигнализации и метеостанции с выводом на компьютерный экран стал одним из проектов, отобранных экспертами школы Intel для разработки на своих платах.
Удочка в Сети
Покорил своими роботами Владимир Колпаков не только собственных учеников, но и жюри городского конкурса «Учитель года - 2015». Владимир выступал в окружении ездящих и сверкающих лазером машин, которые говорили о принципах его педагогической работы, пожалуй, более красноречиво, чем любые официозные рассказы. Роботы вызвали неподдельное изумление у методистов - хотя во многих городах с ними работают далеко не первый год. У нас же в регионе ими не удивишь только учеников четырёх школ, куда оборудование поступило в рамках эксперимента по внедрению нового учебного предмета. Пятой школой стала именно 13-ая крестовская школа, заинтересованные педагоги которой придумывают для себя эксперименты самостоятельно. Впрочем, не только для себя. Недавно случилось настоящее чудо. Владимир, в очередной раз закинувший в Сеть удочку с просьбой о помощи (учитель просил псковичей поделиться ненужными конструкторами или механизмами от машинок, которые они с ребятами смогут использовать в своей работе), получил не только здоровый пакет с моторчиками, но и уникальное предложение о спонсировании. Представители одной псковской компании признались, что давно хотели организовать кружок по робототехнике, но не обладали достаточными возможностями и энтузиазмом. У Владимира же, с удовольствием постигающего новое вместе со своими учениками, и того, и другого хватает с лихвой. А потом уже в апреле на базе небольшой школы в Крестах откроется бесплатный кружок для всех желающих старших школьников города «Программирование микроконтроллеров и робототехника». Учитель, живущий в Сети, весело отметил, что на его объявление уже откликнулись даже многие взрослые, робко интересующиеся, можно ли им «просто посидеть вместе с детьми». Позитивно настроенный педагог будет рад любым ученикам.
P . S . Заинтересовавшимся возможностью посещения бесплатного кружка по робототехнике для связи с Владимиром Колпаковым обращаться в редакцию.
Наталья ИГНАТЕНКО.
фото Павла ДМИТРИЕВА
В тему:
Наталья Фёдорова, директор Тямшанской гимназии, Псковский район:
- Комплект роботонаборов мы получили 2 года назад по специальной программе. Сейчас уже третье поколение школьников воспитывается на них. Конечно, ребятам очень нравится, потому что для них это что-то новое и необычное. С интересом отнеслись к появлению в школе роботов и учителя. Моя заместитель по информатизации Наталия Яникова является методистом регионального центра дистанционного обучения, она у нас очень «продвинутый» специалист, поэтому сама обучала наших педагогов работе с этими наборами. Робототехникой занимаются на уроках третьеклассники и учащиеся основной школы в рамках внеурочной деятельности. В прошлом году с проектами по робототехнике ученики выступали на школьных научно-практических конференциях, выставляли их на областном педсовете.